понедельник, 28 октября 2013 г.


Меняй и меняйся!


Я все чаще обращаю внимание на увлечения и образ жизни современной молодежи и очень редко различаю во многих своих ровесниках  стремление к саморазвитию, к полезности для общества на основании собственных знаний, умений, идей.  Может быть, некоторые из вас  удивятся: “А зачем нужно быть образованным, если можно быть “баловнем судьбы”?” И почему я должен помогать людям, если я могу создать или укрепить собственное счастье?”. Но такие вопросы, на мой взгляд,  могут задавать либо безнравственные, либо непонимающие люди, что доказывает существование в обществе проблемы развития и самоопределения современной молодежи. Цель моей статьи- не просто попытаться ответить на вышеупомянутые  вопросы, но и попытаться сформировать в вас определенные ценности в случае их отсутствия. Так давайте же начнем!
Итак, что такое знание? Только из одного списка синонимов данного слова (багаж знаний, запас сведений и т.д.) мы можем сформулировать хотя бы абстрактное определение.  А с точки зрения научных терминов, знание – это обладание проверенной информацией; результат процесса познания действительности, получивший подтверждение в практике; адекватное отражение объективной реальности в сознании человека (представления, понятия, суждения, теории). Хорошо, с этим мы разобрались. А зачем это знание нам необходимо, какие функции оно выполняет и почему родители, учителя и преподаватели постоянно твердят нам о пользе знания, пытаются с раннего возраста привить нам любовь к прекрасному, учат читать, писать, считать, анализировать, делать выводы, думать? А я вам отвечу. Знание помогает людям рационально организовывать свою деятельность и решать различные проблемы, возникающие в её процессе. Т.е. конечной целью знания является не просто заполнение человеческого мозга до отказа различными «файлами»: теоремами, гипотезами, тождествами, научными терминами и т.д., но и рациональная помощь человеку в трудной ситуации, способность уберечь его от совершения каких-либо ошибок и через нескольких таких “спасенных” индивидов внести вклад в общее процветание человечества.  Но даже если не исходить из пользы знания, неужели людей больше не вдохновляет Пушкин, не интригует Дюма, не поражает Булгаков и не заставляет расчувствоваться Толстой? Неужели людям не интересно знать, как зарождалась жизнь на земле и как жили их предки? Неужели нам не хочется производить впечатление на других с помощью своего ума, своего гения, а не только с помощью модной одежды, дорогой, навороченной техники и  молодежного сленга? Неужели люди только могут жаловаться на свою жизнь, на политику своей страны, на злой и страшный мир, в котором они живут, и не пытаться изменить его? Задумайтесь, люди! Весело проводить время со своими знакомыми, друзьями и близкими –  неотъемлемая часть жизни любого нормального человека. Но не нужно делать из этого некий культ, это не должно быть единственным, что вас интересует и доставляет вам удовольствие. Мир так огромен, в нем  столько загадок и открытий. Оглянитесь вокруг, попытайтесь что-то изменить в вашей действительности в лучшую сторону, может быть, у вас это получится!
Что ж, мои слова на счет знания и его функций звучат довольно логично, но, наверное, для многих – недостоверно. Но вспомните хотя бы некоторых знаменитых людей, в какой-то мере изменивших мир: Христофор Колумб, положивший своим путешествием начало эре активных географических исследований; Зигмунд Фрейд, который считается основателем психоанализа; Джон Локк, сформировавший идеи конституционной демократии; Стив Джобс, который разработал первый персональный компьютер, и другие великие люди. Ведь все они были не только бесспорно талантливы и гениальны, но и умны. И благодаря этим умам мы с вами сейчас живем в окружении новейших технологий, можем путешествовать и многое другое. Получается, что для усовершенствования мира действительно необходимо наличие знания, и необразованный человек не сможет придумать что-то поистине мудрое, что смогло бы “принудить” человечество к собственному процветанию. Итак, если с масштабом всего земного населения мы разобрались, то давайте перейдем к отдельным индивидам. Как, например, чтение книг может повлиять на бытие человека? А ответ довольно прост. На страницах грандиозных произведений классиков и работ ученых - опыт многих поколений. Каждая из таких книг отражает некую реальность; показывает, к чему может привести тот или иной поступок; что должно лежать в основе человеческих стремлений и жизненных ценностей; отвечает на вопросы, в чем заключается смысл жизни и человеческого счастья. Взять, например, произведение Толстого “Анна Каренина”. Оно учит нас тщательнее выбирать себе спутника или спутницу жизни, иначе отношения, не приносящие счастье, могут привести к печальному исходу (Анна умирает, терзаясь душевными переживаниями, любовными страданиями и внутренней потерянностью). А “Преступление и наказание” Достоевского? Это произведение учит людей тому, что убийство – “ложный путь” и источник духовных страданий для совершившего преступление (Раскольников находится на грани сумасшествия, раскаиваясь в том, что он сделал). Роман “Три мушкетера” повествует о великой силе дружбы и преданности; “Маленький принц” учит ответственности за тех, «кого приручили»; “Капитанская дочка” – любви к Родине. А вот, например, Евгений Замятин в своем произведении “Мы” громко протестует против тотального контроля государства за общественной жизнью, подавления личности государственной властью, истребления индивидуальности – т.е. учит, на чем должно строиться сильное, развитое и процветающее государство. Если мудрые книги формируют в нас нетленные ценности, основы морали; учат думать перед тем, как принимать какое-либо жизненное решение или совершать какой-либо поступок; то, что помогает нам в познании обыденности? А это книги по физике, биологии, обществознанию, а также различные энциклопедии и пособия, которые рассказывают о том, как оказывать первую медицинскую помощь; почему нужно тепло одеваться в холодную погоду; как выжить в экстремальной ситуации; какие есть у человека права и обязанности и многое другое, что может затронуть нас в повседневности. Так, например, зная статьи Трудового Кодекса Российской Федерации, беременная женщина может смело отстаивать свое право на труд, так как ее работодатель не может уволить женщину по причине ее положения. Получается, что книги действительно носят в себе бесценный клад, выраженный в опыте наших предков, великих личностей и обычных людей. Ведь неважно, какой у тебя социальный статус; главное – то, что у тебя в голове (пусто или существуют умственный импульс, мудрые мысли, способные что-то изменить в собственной жизни или в жизни всего человечества в лучшую сторону). Как говорил Булгаков устами своего персонажа, доктора Преображенского: “Разруха не в клозетах, а в головах”! Так давайте устраним эту разруху вместе! Научимся любить книги! Захотим учиться, саморазвиваться, не стоять на месте и всегда двигаться вперед, совершенствоваться и еще раз совершенствоваться!
Надеюсь, что я смогла, если не доказать вам свою точку зрения, то хотя бы немного изменить вашу. А теперь давайте вместе подумаем, что же не дает некоторым из вас поверить моим словам. Какие существуют причины у современной молодежи не стремиться быть образованными, поистине умными людьми? Причины эти- на поверхности.  Существование Интернета и различных роботов, которые облегчают людям жизнь (пылесосы, посудомоечные машины, компьютеры и др.); возможность найти приличную работу без высшего образования (редко, но случается); ошибочный образ авторитета среди молодежи (“крутость” выражается в употреблении алкоголя, а иногда и наркотиков, курении, использовании нецензурной брани в общественных местах, отсутствии заботы и почитания к старшим родственникам) и многие другие причины, появившиеся в период расцвета постиндустриализма. И, действительно, зачем напрягать свой мозг, если можно зайти в Интернет и списать там готовое сочинение и решение математической задачи или прочесть краткое содержание литературного произведения (такое краткое, что еле улавливаешь главную мысль автора)? Зачем проводить огромное количество времени за учебниками, сдавать сессии и экзамены, если можно пойти работать, а если и повезет, то сколотить нехилое состояние? Как можно читать книги, ходить в театры и посещать картинные галереи, когда все твои друзья сидят на лавочках поздно вечером, хлещут пиво и пыхтят, как паровозы? Вот как размышляет бОльшая часть современной молодежи. Но вот, что я скажу в опровержение: взять, например, известных бизнесменов; вы думаете, что они глупые люди? Я так не считаю. Ведь предпринимательство основано на экономической теории, отнюдь не легкой науке, должна заметить. А американская экономическая литература вообще характеризует предпринимательство как попытку придумать или сделать что-то новое или улучшить уже существующее, готовность взять на себя риск, связанный с реализацией новых идей. По-моему, такими вещами не может заниматься некомпетентная личность. Получается, что образование (школьное, вузовое или самостоятельное) и постоянно пополняемая копилка собственных знаний необходимы, чтобы найти себе достойную работу (так, например, статистика говорит, что из общего числа зарегистрированных безработных молодых людей примерно 71 процент имеет низкий уровень образования). А что касается техники, то она, безусловно, экономит время, но не всегда это идет на пользу человеку. Так, например, готовые рефераты, доклады и курсовые работы, которыми кишит Всемирная паутина, способствуют деградации современной молодежи, некой атрофии головного мозга. Ведь человек перестает мыслить, слепо распечатывая листки с информацией из Интерната, порой даже предварительно не знакомясь с ней. Но зато это экономит кучу времени, для того, чтобы посмотреть бессмысленный сериал; бесцельно пошататься с друзьями на улице, посмеяться с ними над глупыми и пошлыми шутками; початиться со знакомыми в социальных сетях “ни о чем”. Так ведь, молодые люди? И это печально. Мне бы было совестно столько драгоценного времени тратить на столь неважные занятия. Конечно, отдых должен присутствовать в жизни человека, но это не значит, что каждый день нужно веселиться и никогда не заниматься серьезными делами. А мода на алкоголь и табак не поможет вам приобрести качественное образование, престижную работу, построить крепкую семью. И когда вы увидите все достижения своего бывшего одноклассника, тихого, вечно готового к уроку, то поймете, что вся ваша “крутость”, которой когда-то восхищались все ваши хорошенькие подружки, благодаря которой вас уважали друзья, больше не имеет никакого значения. Теперь вы также хотите иметь ум, чтобы пленять им достойных людей, быть интересным собеседником и вообще человеком, гордиться своим положением в обществе, создавать что-то полезное для всего человечества и быть уверенным в том, что вы прожили жизнь не зря. Поэтому, люди, не совершайте ошибок, не стремясь к знаниям, и помните, что их  никогда не поздно получать и повторять, они пригодятся всегда и везде, это наша огромнейшая ценность!
Но как же сохранить это бесценное сокровище? Как возродить в современной молодежи любовь к книгам, содержательным беседам, формированию новых концепций для повышения благосостояния нашего общества? Что ж, я могу предложить следующее:
  • Увеличение количества бесплатных школ искусств;
  • Создание развлекательно-материальных вознаграждений за окончание каждого класса и курса; различных секций и кружков; за посещение библиотек, галерей, музеев, театров и т.д.;
  • Ужесточение, а возможно и увеличение возрастного ограничения для посещения определенных сайтов и социальных сетей, а также для просмотра фильмов в кинотеатрах;
  • Увеличение количества проведения творческих конкурсов на бесплатной основе или со стоящими призами;
  • Проведение активной пропаганды здорового образа жизни, необходимости образования, творческого развития;
  • Формирование такого метода воспитания, при котором с раннего возраста ребенка происходит усвоение им норм морали, жизненных ценностей (родители должны внимательнее наблюдать за интересами и занятиями своего чада и активно участвовать или поощрять наиболее развивающие из них);
  •  Введение школьной и вузовой форм (дабы не отвлекаться во время учебы на наряды окружающих, а также не тратить время на придумывание собственного образа с целью выделиться и понравиться таким образом);
  • Продажа алкоголя и табака только в крупных торговых центрах, где присутствует ужесточение правил продажи данной продукции (только при наличии паспорта), что также поможет уменьшить количество людей среди взрослого населения, страдающих алкогольной и табачной зависимостью.
Конечно, для реализации вышеперечисленного необходимы немалые средства, но я думаю, что со временем это может быть осуществлено, например, с помощью  пожертвований богатых слоев населения (ведь если с раннего возраста прививать ребенку нормы морали, то он будет заботиться о других).
Таким образом, мы с вами разобрались, какая проблема существует среди современной молодежи, как и зачем с ней нужно бороться. На самом деле, об этом можно говорить бесконечно, но пока человек сам не захочет, он не будет меняться, не будет слушать, не будет верить и понимать. Хотя я очень надеюсь, что, прочитав эту статью, многие по-настоящему задумаются. Или руководствуясь своим противоположным мнением с целью доказать его, прочитают книги, авторы которых также затрагивали данную проблему. Например, роман-антиутопию Рея Брэдбери “451º по Фаренгейту”, которое меня и натолкнуло на выбор именно этой темы для статьи, а также блестящая комедия “Недоросль” Фонвизина и другие замечательные произведения. Прочтите их. И я надеюсь, что вы сможете разглядеть, понять, почувствовать всю бесценность и катастрофическую необходимость, весь приятный груз, все величие знания! Помните знаменитые слова: “Красота спасет мир”? Похоже, что им придавали слишком большое значение, поэтому я возьму на себя ответственность перефразировать их: “Знание спасет мир, а красота всегда будет ему помощником”. Стремитесь к самосовершенствованию, читайте книги, занимайтесь спортом, не тратьте время на глупости, будьте активными и не стойте на месте, участвуйте в соревнованиях и конкурсах, ходите в театры, любуйтесь красотой природы и не загрязняйте ее, ищите вдохновение, придумывайте и фантазируйте, меняйте и меняйтесь!


Комментариев нет:

Отправить комментарий